Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

13.07.2018 11:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 55 от 13.07.2018 г.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Фото: Салават Нарикбаев.

Уважаемые жители и гости города Когалыма, напоминаем, что в настоящее время ведется корректировка

основного документа стратегического планирования города Когалыма — Стратегии социально-экономического развития города до 2020 года и на период до 2030 года. Исполнителем данной научно-исследовательской работы является АНО «Институт регионального консалтинга» (в 2016-2017 годах данный институт осуществлял корректировку Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры). Специалисты института провели анализ социально-экономических показателей развития нашего города и перешли ко второму этапу выполнения работ (разработка сценариев развития города). В предыдущем выпуске вашему вниманию была предложена статья «Когалым: из счастливого детства — в возраст зрелости (особенности современного этапа развития города)», сегодня продолжим цикл данных статей.

Продолжение.

Начало в №53 (949) от 06.07.2018 г.

Основной блок сильных сторон города, потенциал возможностей связан с деятельностью градообразующего предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и взаимосвязанных с ним предприятий нефтесервиса, производства оборудования и реактивов для нефтедобычи, предприятия нефтепереработки (крупнейшее предприятие обрабатывающей промышленности — мини-НПЗ на Дружном месторождении в черте города). Группа нефтегазодобывающих и увязанных с нефтегазодобычей предприятий обеспечивает занятость большинства горожан, общий экономический тонус города, спонсорскую поддержку социально-культурного развития, в значительной степени — состояние городской среды в целом. Когалымские предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» имеют привлекательные природные активы.

Помимо потенциально перспективных месторождений, сильная сторона Когалыма как экономического центра состоит в том, что в городе за предшествующие годы его развития за собственно нефтедобычей создана группа сопутствующих обрабатывающих и сервисных производств: завод химреагентов, нефтесервисное предприятие ООО «ЛУКОЙЛ ЭПУ сервис» (включая инновационное производство вентильных двигателей), ООО ЦНИПР, ООО «Когалым нефтепромысловое оборудование» и др. По сути, город — относительно крупный центр технологического обеспечения процесса нефтедобычи со сбытом продукции практически по всей территории страны; часть продукции поставляется на уникальные производства и вне сферы нефтедобычи. Развитие данных предприятий — важный шаг к диверсификации экономики, база для «отрыва» экономического благополучия города от жизнеспособности локальных месторождений.

Еще одна сфера специализации городской экономики, относительно свободная от привязки к сугубо местным ресурсам, — это нефтесервис. Таким образом, возможности дальнейшего развития производственной сферы города связаны с развитием как нефтедобычи на основе имеющихся активов когалымской группы компаний (в том числе с применением новых методов повышения нефтеотдачи пластов), так и существующих обрабатывающих и нефтесервисных предприятий, с расширением сферы сбыта их продукции. Возможно появление и новых обрабатывающих производств, в первую очередь, связанных с внедрением новых технологий группой компаний «ЛУКОЙЛ».

Группа «ЛУКОЙЛ» оказывает также весомую спонсорскую поддержку в сфере социально-культурного развития города через несколько каналов (соглашения между правительством Югры и ПАО «ЛУКОЙЛ», организуемый с 2005 года конкурс социальных и культурных проектов и другие). Благодаря расположению в городе центрального офиса компании Когалыму обеспечивается близость к центру принятия решений, обеспечивающая быстроту принятия решений и их полную адекватность потребностям (в интервью, проведенных в ходе корректировки стратегии, респонденты отмечали скорость решения проблем социально-экономического развития Когалыма по сравнению с другими городами). Данное обстоятельство способствует распространению в городском сообществе оптимизма, веры в возможность реализации проектов, помогает активизации творческого поиска.

Второй важный блок особенностей города, определяющий его сильные стороны и возможности, связан с накопленным (в первую очередь, благодаря поддержке градообразующего предприятия) потенциалом в социально-культурной, медицинской, спортивной и досуговой сферах, который может стать основой дополнительной специализации Когалыма, ориентированной на экспорт услуг и, в первую очередь, на развитие туризма.

Сильная сторона непроизводственной части экономики Когалыма — это не только высокий уровень социально-культурных, спортивных и досуговых услуг, обеспечивающих комфорт жизни когалымчан, но и объекты, уникальные для Югры и Западной Сибири в целом, которые потенциально являются не только местом проведения досуга горожан, но и точками привлечения туристов из других городов и тем самым — ядрами потенциальной специализации города. В настоящее время это спортивно-культурный комплекс «Галактика», уникальность которого для окружающей территории обеспечивается океанариумом и серф-аттракционом (кроме того, в клубе есть стандартный аквапарк, оранжерея, фитнес-центр, сеть торговых павильонов и кафе); главными конкурентами «Галактики» являются досуговые центры Сургута. Второй уникальный объект, планируемый к открытию в Когалыме — филиал Малого театра. В городе создан сильный комплекс культурных, досуговых, спортивных объектов, включающий ДК «Сибирь», ледовый дворец, спортивный центр, расположенную практически в центре города лыжную базу «Снежинка» (с лыжероллерной трассой), самодеятельный театр и другие. Активную деятельность ведет музейный центр, расположенный в хорошо оборудованном (в том числе аппаратурой для демонстрации 5D образовательных фильмов) здании; центр также имеет уникальный объект — инновационную экспозицию, знакомящую с формированием нефти.

Когалым имеет преимущество транспортного перекрестка (тогда как большинство других городов Югры, кроме Сургута, расположены на одной трассе): от него отходят прямые автодороги не только на Сургут (и далее на юг), на Ноябрьск (и далее на север, к Новому Уренгою), но и прямая дорога на Нижневартовск (через Покачи, Лангепас, Мегион), что позволяет охватывать местной досуговой сфере потребителей востока Югры (в частности, это касается спектра потребителей СКК «Галактика»). Когалым имеет собственный аэропорт, а также расположенную в черте города, в непосредственной близости от ключевых объектов сферы торговли и досуга, станцию железной дороги, что является благоприятным фактором развития туризма и повышает комфортность проживания в городе. Плюсом в пользу развития туризма могли бы стать льготные цены на авиаперелеты (в настоящее время на направлении Новосибирск — Когалым).

Безусловно, сильной стороной города является и его привлекательный, нетипичный для небольших городов Сибири внешний вид, наличие узнаваемых элементов городской среды (шестнадцатиэтажные дома на въезде в правобережную часть города, выделяющие Когалым на фоне большинства нефтегазодобывающих городов Западной Сибири), памятники «Капля жизни», медведи и другие, отсутствие в центральной части города ветхого жилья. В городе присутствуют инновационные элементы городской среды (скамейки с подсветкой, обогреваемые остановки) и другие. Стрит-арт в настоящее время представлен корпоративными муралами на тему «ЛУКОЙЛа», и работу в этом направлении необходимо продолжать, как и развитие системы городской навигации (электронные или бумажные путеводители, туристическая карта города, сувенирная продукция). При этом стоит отметить установленные по гранту «ЛУКОЙЛа» QR-коды.

При этом практика использования муралов (настенных изображений) на основе работ местного художника на фасадах города в перспективе может стать основой для повышения привлекательности города через продвижение работ местных художников, создания в городе креативной творческой атмосферы (в том числе молодежных художественных движений), стрит-арта.

Возможности развития непроизводственной сферы Когалыма (и одновременно «подушка безопасности») связаны с постепенным превращением туризма в дополнительную сферу специализации, с позиционированием Когалыма в долгосрочной перспективе как «витрины» нефтедобывающей, северной России, точки знакомства жителей Центральной России и зарубежных стран со специфическим миром нефтедобывающих городов Сибири, определяющих благосостояние России в целом.

Конечно, туристическая ниша Когалыма должна быть специфической, основанной на так называемой «экономике впечатлений» — это экстремальный, этнографический и экологический туризм, туризм за новым опытом, образовательный. При этом часть объектов социально-культурной и досуговой сферы, спортивных объектов одновременно работала бы и на повышение уровня комфорта горожан (в том числе с введением некоторых льгот или, например, льготных дней посещения для местных жителей), и на привлечение туристов. Для реализации этих возможностей, однако, необходим целый комплекс мероприятий: главным образом, в сфере высокопрофессионального менеджмента, системного планирования развития туризма и продвижения города. Целесообразно изучение вопроса о создании дополнительных объектов, которые бы закрепили уникальность Когалыма как «витрины» нефтедобывающей Сибири, например, историко-промышленного тематического парка (в частности, оставить несносимым одно из первых строений Когалыма; разместить рядом оборудование нефтегазодобычи, прокладки железной дороги; в комплекс может входить стилизованное кафе и другое).

В настоящее время в городе запланировано строительство ряда других объектов досуговой (концертного комплекса; при его планировании целесообразно рассмотреть вопрос о включении в проект возможности проведения не только развлекательных, но и деловых мероприятий окружного и всероссийского масштаба, что создаст возможности для развития конгрессного туризма), спортивной сферы, в частности, современного стадиона и теннисных кортов (могут способствовать развитию спортивного туризма), новых торговых объектов (размещение в Когалыме уникальных торговых и сервисных объектов, например, предприятий автодилеров тех марок, которые до настоящего времени не представлены в Югре), что может увеличить поток приезжающих в Когалым. Однако перед реализацией данных проектов целесообразно провести тщательное и высокопрофессиональное планирование комплексного развития сферы туризма, оценку туристического и покупательского потока в разных целевых группах, поскольку бессистемное насыщение города отдельными дорогостоящими объектами само по себе, по-видимому, даст эффект только в краткосрочной перспективе. Разработка единой программы развития туризма и брендирования города будет способствовать повышению эффективности вложений в новые объекты за счет адекватного выбора специализации, расположения, оформления и продвижения объектов.

Безусловно, сильной стороной города является относительно низкая доля аварийного жилья; традиционно подчеркивается преимущество строительства города по единому плану (в отличие от ранее основанного Сургута), относительно компактная планировка. Высокий достигнутый уровень энергоэффективности, благоустройства (в том числе широкое распространение в городе системы ливневой канализации), практически полная обеспеченность жителей основными удобствами — важная сильная сторона местного жилищно-коммунального хозяйства. Развитие сферы строительства ограничивается природными условиями (заболоченность территории, требующая дорогостоящей отсыпки). Определенные трудности строительства в левобережье связаны с наличием зон отчуждения магистральных газопроводов.

Продолжение в следующем номере.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38