Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

30.07.2021 10:33 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 60 от 30.07.2021 г.

ДОРОЖНЫЕ БУДНИ

Автор: Олеся Дементьева.

Фото Анна Матвеева.

Продолжая нашу постоянную рубрику, предлагаем вашему вниманию рассказ о проведенном дне с сотрудниками дорожной инспекции. Наш корреспондент Олеся Дементьева вместе с ними патрулировала город и узнавала все «прелести» и тонкости непростой службы рядового инспектора ДПС.

«…кто в жару и в злой мороз свой не покидает пост? Это смелый госавтоинспектор». Отношение к службе ДПС в народе неоднозначное. Слухов и сплетен о них ходит немало. Мол, работа — не бей лежачего, стой, палкой маши, вот и вся задача. Что ж будем проверять. Такое ли уж это плевое дело — служба в ДПС.

Сегодня моими напарниками стали двое инспекторов ДПС ОГИБДД России по городу Когалыму Виталий Науменко и Виталий Предяев.

Виталий Науменко в ГИБДД «старожил» — 23 года курсирует по когалымским дорогам и многие автомобили уже знает «в лицо», как знает в лицо и самих водителей. Променять свисток и пыль дорог на кабинетную работу не готов и не планирует. «Если не я, то кто?», — говорит он.

- У меня трое детей, у всех моих знакомых есть дети, и моя главная задача в работе — убрать с дороги всех асоциальных личностей, которые позволяют себе управление в алкогольном или наркотическом опьянении, — делится инспектор Науменко. — Несознательные водители, совершающие грубые правонарушения — прямая угроза жизни и здоровью моих детей и детей всех наших горожан. Буду бороться с ними, пока позволяет здоровье.

Второй напарник Виталий Предяев — молодой парень, в ДПС всего 4 года и попал сюда случайно. По образованию психолог, и это чувствуется по спокойной и размеренной манере общения. Никогда бы не догадалась, что человек работает в ГИБДД, если бы пообщалась с ним в нерабочей обстановке «без галстуков».

- Устраивался психологом, но так сложились обстоятельства, что в результате стал инспектором, и нисколько об этом не жалею, — рассказывает Виталий. — Втянулся и теперь не представляю себя в кабинетной работе.

УТРО

День обычного рядового инспектора начинается рано: в 7:00 уже нужно быть на медицинском осмотре, чтобы получить разрешение на работу. К слову, требования к здоровью сотрудников ГИБДД одни из самых высоких. Это называется «первая группа предназначения». «Нюх, как у собаки, глаз, как у орла» со всеми вытекающими, как говорится.

После осмотра медика, отправляемся за служебным автомобилем, который по совместительству является «рабочим кабинетом» любого дорожного инспектора. Далее получаем рацию, нагрудные камеры и оружие. Мне, понятное дело, пистолет не дали, хотя я, на всякий случай, очень просила. Посмотреть и тем более подержать оружие, мне тоже не довелось. По закону «О полиции» сотрудники не имеют права его демонстрировать и вообще доставать без особых надобностей, которые в законе подробно прописаны. Забегая вперед, скажу, что законных оснований в течение дня так и не возникло. К счастью, наверное.

В 7:45 общее построение на разводе. Не тот развод, который в ЗАГСЕ, само собой. И общего с этим разводом у них ничего нет. Простыми словами гражданского человека — это утренняя перекличка, на которой «бойцам» на предстоящий день раздаются ценные и важные указания от руководства: освежают старые ориентировки, знакомят с новыми, дают вводные задачи, проводят инструктажи, напоминают о масочном режиме. В завершении — мини-экзамен на знание закона «О полиции», который у каждого сотрудника должен, как говорится, «отлетать от зубов». После приказа «заступить» расходимся по машинам-кабинетам.

ИНТУИЦИЯ

Стандартное начало патруля — осмотр маршрута. Кружим по городу, проверяем, на месте ли знаки дорожного движения, попутно осматривая утренние улицы на предмет наличия нарушителей. По рации поступает сигнал о неправильно припаркованном автомобиле. Перекрыл тротуар, создав тем самым препятствие для пешеходов. Проблема знакома мамам с колясками — бывает из-за таких преград приходится делать немалый крюк.

Едем на место. По госзнакам машины телефонный номер водителя вычислить в специальной программе очень быстро и просто. Не быстро и не просто оказывается дозвониться до владельца автомобиля и дождаться его. Время еще раннее. Человек хоть и взял трубку, спускаться к сотрудникам за штрафом все же не спешит. Согласна, не самое приятное начало дня, но, возможно, в следующий раз, когда он решит припарковаться почти на тротуаре, он вспомнит, что утром лучше спать, а не беседовать с инспекторами ДПС.

Едем дальше. Встаем на улице Сибирской, у Парка Победы.

- Кого тормозить будем? — интересуюсь.

- Кто не понравится, — улыбаются инспекторы.

Стоит отметить, что за весь день я выяснила, что их «не понравится» и, правда, очень веский повод. Как бы странно это ни звучало, но интуиция Виталия Науменко, выработанная годами, обладает каким-то мистическим свойством. Ни один из остановленных по зову интуиции автомобилей не был задержан зря. У одного — страховки нет, у другого — штрафы неоплаченные, третий — права забыл.

- В моей практике было немало случаев, когда я останавливал машину для стандартной проверки документов, а дело принимало серьезный оборот, — комментирует опытный Виталий Борисович. — Например, однажды при такой проверке, смотрю на водителя и вижу, что как-то очень странно себя ведет. Прошу открыть багажник — все в порядке, в салоне чисто, открываем капот, вижу — все в пыли, а воздушный фильтр, почти блестит. Поднимаем его, а там целый полиэтиленовый сверток с веществом, запрещенным в обороте.

- А премию вам дали за это?

Выясняю, что никаких премий и поощрений за такие «удачные» находки не положено. Потому что это значит лишь то, что человек хорошо выполняет свои рабочие обязанности. Вздыхаю и думаю о том, что если бы я была «гаишником», то вряд ли вот так же хорошо работала без дополнительных стимулов. Ну потому я и не в ГИБДД. Склад личности не тот, видимо.

А ДАВАЙТЕ СПРЯЧЕМСЯ

В своей фантазии я всегда представляла, что ДПСники — хитрые и коварные. Специально выбирают места поукромнее, чтобы, как из засады, выскакивать оттуда на ничего не подозревающих непристегнутых водителей.

А мы вновь на кольцевой развязке, встали на проезжей части. Еще и проблесковые маячки включили. Так неинтересно. Это нас сейчас все издали будут видеть и быстренько начинать ехать по правилам. Ан нет. Ошибаюсь. Видимо, место такое заковыристое, что нарушители потянулись вереницей. Не замечают знак, не успевают пристегнуться, едут с выключенными фарами. Нарушения вроде незначительные, но как грибы после дождя. Начинаю помогать, чем могу. Жезл подержать, ручку принести — собственно все мои навыки в этой сфере.

Неожиданно приятным сюрпризом для меня стал диалог между водителями и инспекторами. Оба Виталия очень вежливо и уважительно общаются с водителями и разъясняют им их права и причины штрафов. Водители, в свою очередь, спокойно отвечают, терпеливо ждут заполнения всех бумаг, так же вежливо задают вопросы. Парад благочестия. Никто не грубит, не возмущается и не кричит о неправомерных действиях, как я привыкла это видеть в видеороликах на просторах интернета. Вот оно взаимоуважение. Не могу утверждать про всех сотрудников, возможно, мне просто повезло.

Виталий Предяев подтверждает мои сомнения о том, что всегда все гладко.

- Мы уже заметили тенденцию: каким будет первый остановленный, такие весь день и попадаются. Бывает с самого утра один за другим агрессивно настроенные водители, которые всеми способами пытаются вывести на конфликт. Но грубить в ответ нельзя. Честь мундира, лицо госслужбы, сами понимаете. На оскорбления в свой адрес не реагировать и сохранять спокойствие.

ОБЕД

Время до обеда пролетело незаметно… Хотелось бы мне так сказать. Но не скажу. Время тянется долго. Потому что постоянно на ногах и в напряжении. Просто стоять не выйдет. Машина оснащена камерами со всех сторон. И если камера зафиксировала нарушение, а инспектор не отреагировал, потому что расслабленно общался с напарником в сторонке — извольте объяснительную на стол начальству. Поэтому стараюсь сильно не отвлекать расспросами и тоже смотрю на проезжающие авто во все глаза.

Вот здесь мне становится понятно еще и то, что с моим зрением в инспекторы меня бы точно не взяли. Я еще не успеваю увидеть даже номер автомобиля, а Виталий уже указывает жезлом водителю остановиться. Ремень не пристегнут, на боковых окнах «колготки» (так они между собой называют затемняющую сетку). Ну надо же, какое острое зрение: ни солнце яркое им не помеха, ни блики на окнах.

Работа кипит. А я уже устала. Стоять устала, смотреть устала. Есть хочется, солнце печет, мошкара закусала. «Романтика» сплошная.

- А на обед мы когда? — вопрошаю с надеждой в голосе.

- А на обед мы после смены, — напрочь разбивают мои мечты о вкусном супчике.

Время 13:00, смена заканчивается в 20:00. Люди обедать не планируют. Это их личный выбор. Они привыкли, им некогда. Вместо обеда заполняют документы, чтобы не заниматься этим вечером и попутно продолжают нести службу (скажу честно, во мне столько самоотверженности не выискалось, и на обед я все же съездила).

Далее все по накатанной. Перемещаемся по локациям, стоим, выписываем протоколы — работаем в поте лица. Жаркая погода тому способствует. Интересно, а как вот оно в дождь или в мороз. Да никак. Все то же самое. Погодные условия на работу не влияют.

- И в минус 50 тоже стоите???

- В минус 50 особенно, — рассказывает Виталий, тот, который младше. — И не просто стоим. Был случай в прошлом году, у мужчины от мороза колесо спустило. На улице минус 54, он движение продолжить не может. Мы, конечно, помогли, ему одному быстро не управиться. Мы втроем были и все равно руки от мороза «скрючило».

Интересно, что пока инспекторы с оледеневшими руками помогали гражданину с заменой, нашлись неравнодушные, которые разобраться в ситуации не успели, но зато успели сделать фото и выложить его с припиской, мол, «совсем уже у гаишников совести нет, даже в мороз зверствуют и тормозят». Снова отмечаю про себя, что нужно поменьше верить тому, что вижу в интернете.

Собираемся сниматься с локации, как вдруг на дорогу с односторонним движением выезжает «Газелька» и мчит по «встречке». Это уже посерьезнее, чем ремень и выключенные фары. Водитель в растерянности пытается оправдаться, что не местный и ехал по навигатору. Но очевидно, что навигатору штраф не выписать и ответственность лежит полностью на водителе. Впрочем, он свою вину не отрицает. По мужчине видно, что он очень расстроен таким досадным событием и суммой грозящего штрафа. Но мои напарники успокаивают его, что с учетом признания своей вины и того, что нарушение первичное, сумма скорее всего будет минимальной. Хотя решает этот вопрос уже судья.

Пока инспектор Предяев заполняет протокол, Виталий Науменко сразу же, не откладывая до вечера, готовит судебный материал.

ДОМОЙ

Вечером к проверке обычного легкового транспорта добавляются пассажирские автобусы. Оказывается, в обязанности сотрудника ДПС входит проверка и установление фактов нарушения режима труда и отдыха водителей. Проверяем чеки с тахографов, которые установлены в каждом автобусе и отображают время бодрствования водителя, сидящего за рулем. Уставший водитель — риск ДТП и, как следствие, причинения вреда здоровью пассажиров.

Автобусы, машины, «Газельки», велосипедисты, пересекающие «пешеходку» не спешившись. У меня уже рябит в глазах. А я ведь все это время только и делала, что просто стояла, смотрела и задавала вопросы. И даже пообедала.

Наш сегодняшний «результат» — более 20 водителей, привлеченных к административной ответственности. В основном, это непристегнутые ремни, проезды под знак, выключенные фары. Ну и один, как я уже написала выше, отправится в суд.

Что ж день завершен, мне домой. У Виталиев впереди еще сдача материалов и автомобиля. Домой попадут не раньше чем через час. Примерно, в десятом часу вечера. А завтра снова в бой.

Сложно? Сложно. Интересно? Безусловно. Захотелось ли мне в ряды инспекторов? Честно говоря, с переменным успехом. Местами хотелось надеть форму, но чаще хотелось домой на диван.

Эмоциональная и физическая нагрузка этой профессии очень высока. Как высока и вся возложенная на них ответственность за порядок на дорогах и за нашу с вами безопасность в поездках. Сегодняшний опыт позволил мне совершенно по-новому взглянуть на представителей этой поистине непростой службы. В знак благодарности крепко пожимаю руки своим сегодняшним проводникам на обратную сторону жезла.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3