Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

29.01.2016 09:45 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 29.01.2016 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: 30 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ

Автор: Полина Хисматуллина.

Алексей Ровенчак.

Управление образования Администрации города Когалыма — ровесник города, в этом году исполняется 30 лет со дня его основания. Решение о создании в качестве структурной единицы городского отдела народного образования (Гороно) было принято Когалымским городским Советом народных депутатов 30 августа 1985 года — практически сразу же после того, как Когалым официально получил статус города. Людям, приехавшим в то время покорять суровый северный край, предстояло решить много сложнейших, ответственных задач. Они не только возводили город, но и налаживали в нем работу общественной и социальной сферы. Координация работы образовательных учреждений, инспектирование и оказание консультационно-методической помощи учительству — таково было основное назначение вновь созданного городского отдела народного образования, который возглавила талантливый педагог и прирожденный руководитель Любовь Федорова. В первом штатном расписании Гороно числились всего четыре человека. Со временем он был переименован в управление образования, значительно расширились его функции, увеличился штат, управление образования пополнилось ценными кадрами — это люди, о которых город помнит до сих пор и, пожалуй, будет помнить всегда, ведь теперь это часть многолетней истории нашего Когалыма. О том, как все начиналось, и о том, что представляет собой современное образование в Когалыме сегодня, читайте в материале.

Непростое, но интересное время

Мы встретились с заместителем главы города Когалыма Ольгой Мартыновой, имя которой сегодня известно каждому когалымчанину. Она с радостью поделилась с нами своими воспоминаниями. Начиная с 1995 года, Ольга Валентиновна двенадцать лет стояла во главе управления образования, параллельно занимая пост заместителя главы города. Ее предшественниками были  Галина Михайлова и Нина Слесарева. Впрочем, страницы когалымской жизни были открыты для нее намного раньше…

В Когалым Ольга Валентиновна приехала еще в августе 1981 года и сразу же пошла работать учителем физики в первую школу.

- Это было непростое, но очень интересное время, — вспоминает моя собеседница, — на Север тогда приезжало много людей со всей страны, но далеко не все оставались. Представьте себе, нам приходилось жить в вагончиках без удобств, без водопровода, при отсутствии хороших продуктов и комфортных условий. В школах тогда была большая конкуренция! Это были настоящие соревнования умов, каждый хотел заявить о себе и показать, на что он способен. Испытания преодолевали не все, и в итоге оставались только самые сильные, морально устойчивые, надежные люди. Именно они и взяли на себя роль «капитанов»… и не только в образовательной сфере.

С 1984 года Ольга Мартынова — учитель физики уже во второй школе, а с 1988 года — непосредственный ее руководитель. Именно тогда ей впервые пришлось испытать на себе общественное признание, ведь на должность директора ее выбирали из нескольких кандидатов. Выборы проходили с участием детей, родителей и жителей города. Вчерашнему учителю пришлось столкнуться с новыми трудностями.

- Работать учителем и руководителем — это две принципиально разные вещи, — говорит Ольга Валентиновна, — работая учителем, получаешь удовлетворение от детей, от их непосредственности и энергии. К тому же организовать детей намного проще, нежели взрослых людей — совершенно разного склада. Работа со взрослыми требует больших усилий.

 К тому времени образовательная деятельность в Когалыме набирала обороты. Были открыты не только первая и вторая, но также третья и пятая школы. С 1991 года началась подготовка к открытию восьмой школы и к созданию комплекса «Нефтяник», объединившего вторую и восьмую общеобразовательные.

- Приказ об открытии восьмой школы мне подписывал нынешний мэр Москвы и бывший мэр Когалыма Сергей Собянин, — говорит Ольга Валентиновна, — с участием Сергея Семеновича решались одни из самых ключевых задач в организации образовательной деятельности: внедрялись инновационные проекты, разрабатывался план по повышению качества образования.

Так, после успешного создания комплекса «Нефтяник», ставшего платформой школы с углубленным изучением отдельных предметов, началось  сотрудничество с Российской академией образования. Школьники получили возможность обучаться в школе с качественно иным научным подходом. Стоит отметить, что данный инновационный процесс там продолжается и по сей день. Сегодня средняя школа № 8 осуществляет обучение старшеклассников по программе международного бакалавриата.

В 1995 году Ольга Мартынова заняла пост начальника управления образования и заместителя главы города. И снова пришлось столкнуться с определенными трудностями.

Так, по словам Ольги Мартыновой, ей понадобилось немало времени для того, чтобы самостоятельно наладить работу специалистов управления образования и создать настоящую команду управленцев. Вне всяких сомнений, этот результат оправдал все затраченные усилия, ведь впоследствии коллектив еще долгие годы оставался и до сих пор остается стабильным, продолжает решать все поставленные перед ним задачи и эффективно работать на благо нашего города. Значительный вклад в развитие образовательной сферы Когалыма внесли такие руководители и специалисты, как Н.П. Ковалева, Н.В. Лобова, В.Д. Новикова, А.А. Набатникова, Л.П. Полевцова, Э.Ф. Штрак, Е.А. Шмидт, М.Г. Власенко, Т.П. Бойчук, Т.В. Блазамирская, Т.Ф. Рымарева, Г.И. Степанова, С.А. Перебатов, Е.В. Демченко. Некоторые из них и по сей день работают в управлении образования Администрации города.

- Вместе нам удалось многого достичь, — говорит Ольга Валентиновна, — прежде всего, мы добились того, что сегодня каждая школа имеет свое лицо, определены направления в развитии системы образования, создана прекрасная команда директоров образовательных учреждений города. Кроме того, мы смогли сделать так, что к организации современного процесса образования в Когалыме подключились производственники. Каждая образовательная организация в городе имеет своих шефов, которые всячески помогают и понимают важность образования. Налажен тесный контакт с родительской общественностью. В этом единстве коллектив управления образования и продолжает двигаться дальше.

Видеть цель, работать на результат

В 2007 году преемником Ольги Валентиновны стал Юрий Личкун, до этого возглавлявший коллектив средней школы № 1. За время руководства Юрия Михайловича дважды система образования была лидером в рейтинге лучших муниципальных образований автономного округа.

С 2013 года управление образования возглавляет Светлана Гришина, которую мы подробно расспросили о          системе образования в Когалыме.

- Светлана Геннадьевна, что представляет собой структура нынешнего управления образования Администрации города Когалыма? Какие основные функции оно выполняет сегодня?

- Управление образования сегодня — это муниципальное казенное учреждение Администрации города Когалыма, которое выполняет функции органа местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере образования. Наши полномочия определены в соответствии со 131-ФЗ. Это, прежде всего, организация общедоступного и бесплатного образования на всех уровнях (включая дошкольное, начальное, среднее общее и дополнительное образование учащихся), организация отдыха детей в каникулярное время, сохранность зданий образовательных организаций и обеспечение их безопасного функционирования. В составе муниципальной структуры пять отделов: отдел по общему и дополнительному образованию, отдел по организационно-педагогической деятельности, отдел дошкольного образования, отдел обеспечения безопасности жизнедеятельности, отдел финансово-экономического обеспечения и контроля.

Это сплоченный творческий коллектив единомышленников, работа которого строится на сохранении добрых традиций и наработанного положительного опыта в системе образования города, и вместе с тем на определении новых целей и горизонтов развития.

- Какие задачи являются приоритетными?

- Можно сказать, что у нас нет неприоритетных задач. Все задачи важные и требуют своевременного исполнения. Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их благополучия — вот наш главный приоритет. Наша задача — не просто дать знания учащимся, а выпустить во взрослую жизнь человека, способного успешно адаптироваться в окружающем мире, готового продолжать свое образование и применять полученные знания на практике.

- Какие существуют показатели результативности вашей работы?

- Ежегодно проводится мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления по всем направлениям, в том числе по оценке деятельности в сфере образования. Раньше ключевым показателем была доля успешно сдавших единый государственный экзамен. Сегодня это доля детей, состоящих в очередности на получение мест в детских садах; доля обучающихся во вторую смену, доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения.  Говоря о результатах, можно отметить, что проблема обеспечения доступности дошкольного образования постепенно решается, к 2020 году все общеобразовательные организации должны перейти на односменный график работы, в связи с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях проводится большая работа по укреплению и совершенствованию материально-технической базы, приобретению специального оборудования для создания образовательно-развивающей среды и организации научно-исследовательской и проектной деятельности. Как еще мы можем оценить свою работу? Если воспитанники, учащиеся и педагоги образовательных организаций показывают высокие результаты деятельности, то и мы считаем себя в какой-то степени причастными к этим победам.

- Какие из недавних побед были особенно значимыми?

- К примеру, в 2014 году учитель биологии из Когалыма Елена Люфт получила звание «Лучший учитель Ханты-Мансийского автономного округа -Югры». В 2015 году Александра Грабун из шестой школы стала «лучшим учеником» на Межрегиональном конкурсе обучающихся общеобразовательных организаций, педагог дополнительного образования школы № 7 Оксана Устюжанина  — победителем окружного конкурса «Педагог года» в номинации «Сердце отдаю детям», а Елена Пластинина  из третьей заняла первое место в окружном конкурсе «Воспитать человека». В данный момент проходит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, и у нас уже есть несколько призовых мест: по русскому языку, литературе и физике.

- Какие изменения в законодательстве коснулись деятельности педагогов?

- Их немало: введена новая модель аттестации педагогов, со всеми педагогическими работниками заключены эффективные контракты, в которых четко прописаны все позиции, по которым педагог должен достичь определенных результатов в своей работе. Оплата труда учителя сегодня напрямую зависит от данных показателей. С первого января 2017 года будут внедрены профессиональные стандарты педагогов.

- Когалым не раз выступал инновационной площадкой в образовательной сфере. Какие инновационные площадки есть в городе на сегодняшний день?

- Статус инновационной площадки дает регион, и на сегодняшний день в Когалыме три региональных инновационных площадки: детский сад «Буратино» — по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детский сад «Чебурашка» — по оценке качества дошкольного образования, третья школа входит в ассоциацию «Школьная лига РОСНАНО», которая предполагает реализацию программы научно-исследовательской и проектной деятельности школьников, стажировку для педагогов и руководителей. Общеобразовательные школы №3 и №5 — базовые площадки по созданию универсальной безбарьерной среды для обучения детей с ограниченными возможностями. О результатах работы этих инновационных площадок можно будет судить немного позже. Сейчас можно сказать лишь о том, что такой подход полностью себя оправдывает и способствует ощутимому повышению качества образования в целом.

- Ваши пожелания коллегам в связи с юбилейной датой.

- От души поздравляю всех своих коллег! Тех, кто стоял у истоков, и тех, кто работает в управлении образования сегодня. Поздравляю всех учителей, воспитателей, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования. Желаю всем здоровья, благополучия и, конечно, профессиональных успехов! Мы — одна дружная команда, и только благодаря нашему единству мы способны добиваться самых высоких результатов. Спасибо за ваш труд!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

595