Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

04.09.2015 10:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 70 от 04.09.2015 г.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА «ЦВЕТИКА-СЕМИЦВЕТИКА»

Проблема психологического здоровья для многих является актуальной. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического и психического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов. Что же человеку позволяет проявлять жизнестойкость? Как помочь ему уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Секретами своей работы с детьми и взрослыми по укреплению психологического здоровья с читателями газеты поделилась педагог-психолог МАДОУ «Сказка» Екатерина Браева.

- Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психологического здоровья детей, которое одновременно является условием благоприятного личностного развития. Основная задача педагога-психолога — качественная организация психологического сопровождения образовательного процесса, включающая в себя психологическую диагностику, коррекционно-развивающую деятельность с детьми, просветительско-профилактическую и консультативную помощь.

В работе с детьми необходимо так выстраивать деятельность, чтобы развивались базовые свойства личности, дети могли регулировать свои эмоции, понимали эмоциональное состояние других людей, устанавливали и поддерживали контакт со своими ровесниками и взрослыми, умели сотрудничать. Организация психологического пространства кабинета педагога-психолога, создание необходимых условий стало важнейшей задачей в решении проблем психологического здоровья дошкольников. Весь материал, собранный в кабинете, способствует установлению контакта, доверительной беседе психолога с детьми, внутреннему раскрепощению и самораскрытию каждого ребенка. Это то пространство, в котором рождаются чудеса!

Кабинет педагога-психолога в нашем дошкольном образовательном учреждении небольшой, но в нем есть все необходимое для работы — поддон с кинетическим песком, различные предметы для работы в песочнице, настольные игры и разные виды игрушек. Дети любят играть. Используя театральную ширму, с удовольствием ставят небольшие мини-спектакли с куклами, которых я шью. Куклы необычны тем, что они изготовлены в стиле Тильда. Из льняной ткани делается заготовка, шьется туловище, набивается ватой, детали лица почти не прорисовываются, одежда на куклах должна быть яркой, для этого используются разные виды ткани, все детали одежды, обуви украшены бусинами, пуговичками, ленточками, гипюром и т. д. Игры с куклами развивают у детей воображение, у них появляется игровой замысел в сюжетной постановке или желание быть режиссером игровых действий. Игрушек в кабинете много, и это неслучайно, ведь игрушка является символическим ключом к внутреннему миру ребенка. Через игрушку у ребенка развивается понимание своего места в социуме, упорядочиваются представления о взаимоотношениях между людьми, повышается самооценка (в мире игрушек я большой, сильный и умею ими управлять).

За несколько лет профессиональной деятельности накоплен достаточно богатый материал, который как нельзя лучше подходит к решению проблем сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников. Трудности, с которыми сталкивается ребенок, или проблемы в семье побуждали меня к поиску и созданию новых игровых пособий, которые я придумывала и разрабатывала для решения тех или иных психологических проблем — коррекции и развития эмоциональной сферы детей в детско-родительских отношениях. Особую ценность представляет мое авторское пособие «Книга волшебных превращений». Каждая страница книги представляет особую тему, так как страниц в книги несколько, получились разнообразные темы: «На лугу», «В океане», «В квартире», «Детская игровая площадка», «В лесу». Каждая страница хорошо иллюстрирована, дети с удовольствием разглядывают, составляют небольшие рассказы, а главное могут воспроизвести игровые действия с мелкими игрушками (киндер-сюрпризы), воплощая свой замысел. Ребенок становится режиссером сюжетных игр, театрализованных постановок, сказочником, а ведь фантазии, творчеству и самовыражению нет предела. В «Книге волшебных превращений» есть особая страница, она изготовлена из бархатной бумаги. На листе ребенок выкладывает бумажные фигурки, вырезанные особым способом — вытынанки — это один из видов народного творчества. Бумажные фигурки хорошо держатся за ворсинки бархатистой поверхности, и дети получают большое удовольствие в создании собственной сюжетной картины. Пособие «Чудо-сундучок» (на международном интернет-конкурсе «В гармонии с наукой и душой» получило диплом за лучшую авторскую разработку коррекционно-развивающей психотехники) я использую в развивающих дидактических играх. Мелкие игрушки и игровой материал из «Чудо-сундучка» хорошо подходят для настольного театра, режиссерской игры, и дети просто любят перебирать содержимое сундучка, рассматривать его богатства. «Чудо-сундучок» помогает налаживать взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Родители и педагоги должны владеть элементарным психологическим инструментарием для поддержки эмоционального благополучия и психического здоровья детей и базовыми сведениями о возрастных психологических особенностях. Я провожу тематические встречи с родителями, где обсуждаем ситуации, разного рода возникшие проблемы, трудности семейного воспитания, и что необходимо делать для их преодоления, как изменить свое поведение и правильно выбрать установки по отношению к своему ребенку, как избавиться от возникших чувств (бессилие, нервозность, страх и т. д.).

Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников возможно при объединении усилий всех участников образовательного процесса.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

219