Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

25.09.2015 10:11 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 76 от 25.09.2015 г.

ВСЕГДА БЫТЬ РЯДОМ, ДАРЯ ТЕПЛО И СОГРЕВАЯ ВЗГЛЯДОМ…

Автор: Ирина Дубынина, заместитель заведующей МАДОУ «Колокольчик».

Фото Алексея Ровенчак.

27 сентября в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Дошкольный возраст - крайне ответственный период в жизни каждого ребенка. В это время происходит формирование его личности и здоровья. Поэтому очень важно, чтобы рядом с малышом находился мудрый, ответственный, внимательный и терпеливый воспитатель, прислушивающийся к внутреннему миру воспитанника. В 2014-2015 учебном году в образовательных организациях Когалыма обучались 3969 воспитанников детских садов, что составляет 31,4% от общего числа обучающихся. В дошкольных образовательных организациях Когалыма работают сегодня 997 сотрудников, в том числе около 450 педагогов.

Чтобы воспитательница была добрая

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенку было хорошо в детском саду. Чтобы он не плакал и не тосковал по дому. Чтобы воспитательница была добрая. Раньше в порядке вещей было отдавать ребенка в ближайшее к дому дошкольное учреждение, а теперь родители ищут, в какой детский сад лучше, пусть даже и далеко. Предварительно они перечитывают горы литературы, изучают сайты и форумы в сети Интернет, советуются с другими родителями. Общаясь с заведующей, они интересуются, какая программа принята в учреждении, стараются узнать как можно больше подробностей. Что же произошло за последние годы?

По определенным социальным причинам люди стали вступать в браки и заводить детей позже, чем представители предыдущего поколения. Более «взрослые» мамы и папы относятся к воспитанию детей, в среднем, более взвешенно и ответственно. Растет количество периодической литературы для настоящих, будущих и даже потенциальных родителей. Полки книжных магазинов заставлены научно-популярными изданиями о том, как вырастить из маленького человека гения. Целые разделы посвящены развивающим играм. И конечно же подкованные мамы и папы предъявляют повышенные требования к педагогам детского сада.

Быть воспитателем очень ответственно, почетно и непросто. Нередко взрослые и с одним-то ребенком не находят взаимопонимания. Да и что объяснишь крохе? В группе же таких карапузов больше двух десятков, и каждый норовит чуть-что расплакаться. Как же со всеми справиться? А ведь воспитатели справляются! Оставят родители зареванного капризу, а приходят забирать — не узнают ребенка. Он и с друзьями играет, и уходить не хочет. В чем же секрет?

Несомненно, дети — те еще хитрецы! Очутившись в детском саду без родительской поддержки в окружении посторонних людей, они меняют тактику поведения и стараются вести себя лучше. Но дело, конечно, не только в этом.

Хорошие воспитатели знают, что недостаточно внушать: «Не делай так, это плохо!». Ребенку необходимо предложить альтернативу. Необходимо занять его чем-то интересным и тогда у него не возникнет желания шалить и безобразничать. А главный метод в обучении, развитии и воспитании малышей — это игра.

Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». В этом и заключается весь секрет!

 Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника

Одно растение любит солнечный свет, другое — прохладную тень. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Точно так же и с детьми. Есть прекрасные слова, полностью характеризующие отношение воспитателя к детям: «С ними я всегда должна быть рядом, даря тепло и согревая взглядом, их в мир прекрасного вести и помнить заповедь — не навреди». 

Современное общество предъявляет к педагогу дошкольного учреждения особые, очень серьезные требования. С чем это связано?

Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся методы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Педагоги дошкольных образовательных учреждений понимают, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому совершенствуют свое педагогическое мастерство, ищут новые подходы к детскому уму и сердцу. От воспитателя в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

Современному ребенку — современного воспитателя!

Обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям возможность проявить себя как творческим личностям.

Отказ от учебной модели в детском саду, то есть от занятий, заставил перейти к новым формам работы с детьми, которые позволяют воспитателям обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если раньше считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведении занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Дети-дошкольники постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребенком. Воспитатели наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Меняется мир, меняются дети

Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования ФГОС ДО. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, деятельностные, а также информационные и коммуникационные.

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. Обучая деятельности в воспитательном смысле, педагоги делают учение мотивированным, учат ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, помогают детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Готовя детей к школе, воспитатели формируют у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка.

Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Принято считать, что ребенок сам формируется как личность, а воспитатель лишь помогает ему обнаружить и развить в себе то, что ему уже присуще. Именно поэтому перед воспитателями стоит цель - создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Творческий арсенал воспитателя

Выбор форм работы педагоги осуществляют самостоятельно, в зависимости от особенностей воспитанников, от оснащенности группы, от индивидуального опыта и творческого подхода воспитателя.

Так, например, в детском саду «Колокольчик» в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, воспитатели предусматривают наиболее трудоемкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включают сюжетно-ролевые и подвижные игры, чтение художественной литературы. За счет чередования различных видов деятельности детей в течение дня обеспечивается их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.

С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение педагоги уделяют двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер.

Немаловажный критерий и удовлетворенность родителей. Если ребенок сыт и здоров, если идет в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чем-то новом, то это высшая оценка для воспитателя-профессионала.

Но воспитатель — это еще и призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Это призвание нужно заслужить, доказывать ежедневно своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться и совершенствоваться.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

262