Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

11.09.2015 11:04 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 72 от 11.09.2015 г.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ СТАРЫЙ СНИМОК

Автор: Анастасия Нижегородцева.

Фото из архива В.Т. Кулакова.

Виктор Тимофеевич Кулаков… С черно-белой фотокарточки пристально и немного устало смотрит молодой мужчина. Он не позирует, его поза даже, напротив, говорит, что он не доволен, что привлек внимание фотографа. Это не ложная скромность — просто он человек другой эпохи. Люди в те времена, в отличие от представителей нынешнего поколения, не стремились сохранять себя для истории. А о том, что они эту историю делали, они не думали и подавно…

Шел 1976 год. Виктору Кулакову на тот момент было всего 24 года. О важных событиях в жизни когалымского первопроходца рассказывают записи в трудовой: «30 июня 1976 года уволен с Донецкого завода холодильников (где работал инженером-техником третьей категории) в связи с выездом по комсомольской путевке на ударную стройку». И следующая отметка: «14 июля 1976 года принят плотником второго разряда в СМП-524». Та комсомольская путевка сейчас экспонат когалымского музея, а события почти сорокалетней давности хранит память.

- Когда я прибыл на место, стройка уже шла ударными темпами, — рассказывает Виктор Тимофеевич. — Из инфраструктуры только вертолетка и котлопункт. А в палаточном городке тогда жило уже несколько сотен человек. Задача перед нашим строительно-монтажным поездом стояла такая — как можно скорее обеспечить людей жильем.

Виктор Тимофеевич вспоминает, как попал в бригаду Владимира Ивановича Ненастьева, как дружно и неутомимо работали, как шибко дело спорилось. Удары молотков раздавались тогда среди прозрачного сосняка отовсюду. Жужжание пил сливалось с комариным. Мошка лепила глаза. Но… коттеджи и бараки росли лихо, как на дрожжах! Еще две бригады стремительными темпами валили лес под трассу. Работа кипела. Груз возили из Тюмени и Тобольска вертолетами и баржами — река Ингу-Ягун тогда была полноводной и маломерные груженые суда проходили по ней с легкостью. Задачу, поставленную партией и комсомолом, неутомимые романтики выполнили — к Новому 1977 году, вспоминает ветеран, почти все палаточники переселились в коттеджи и общежития:

- К Новому году у нас уже были построены, помимо общежитий, контора и почта. К 7 ноября 1977-го сдали столовую. К Новому 78-му — пекарню и холодильник. Я, кстати, помогал настраивать оборудование, опыт-то у меня имелся. В 77-м уже был у нас клуб, куда мы ходили в кино и на танцы. А большие праздники и мероприятия проходили в спортзале первой школы. Сейчас того здания уже нет.

Теперь на месте первой «Первой» — пустырь. На территории поселка СМП активно ведется индивидуальная жилая застройка. Комсомольскую, Пионерную, Студенческую улицы — не узнать! А они были первыми улицами! Да и вообще, из первых лет жизни Когалыма осталось немногое….

 Еще одно фото из архива Виктора Кулакова: он с поднятой вверх рукой и трое его соратников стоят на недостроенных железнодорожных путях. Ветку тянули в поселок СМП. За спинами первопроходцев через пару лет вырастет железнодорожный вокзал, а на месте соснового бора уже к 30-летию Когалыма — новая кольцевая авторазвязка.

- Тогда была неопределенность, — говорит Виктор Тимофеевич. — Но разговоров никаких не было, что там город строим. Объем работы сделали — и пошли дальше. Начали осваивать Повх в 78-м, аэропорт строить, железнодорожный вокзал. Дальше пошли бригадой на Ноябрьск и Тарко-Сале. Потом снова вернулись в Когалым. Конечно, как место постоянного жительства вплоть до восьмидесятых Когалым никто не рассматривал, но народ начал обживаться. Стали жены перебираться к мужьям, складывались первые ячейки общества из числа молодежи, чуть позже загремели первые свадьбы, стали рождаться детки. Помню у Коли Тышковского сын родился, у Пети Мигуры дочь Света. А одним из первых медиков была Анна Яковлевна Лаврова. Она и лечила, и роды принимала. Только в крайних случаях на вертолете возили больных в Сургут.

Вертолет тогда был главным средством передвижения.  Можно было даже уговорить летчиков махнуть в соседний город за чем-то диковинным. Хотя, — вспоминает Виктор Тимофеевич, — по большому счету, все необходимое было, обеспечивали комсомольскую стройку по высшему разряду. Правда, первый год в основном питались консервами и порошками, даже лук с картошкой завозили в виде муки. А уже, как отстроили столовую, стали завозить все свежее. Как говорит Виктор Тимофеевич, апельсины и яблоки были круглый год!

- Ходили на рыбалку на старицу, где сейчас «Повхнефтегаз», там, кстати, изначально и был палаточный городок, — вспоминает первопроходец,
— собирали ягоды и грибы. Богатые у нас места! Потом уже магазин у нас появился. Но тогда жили и жили, не думали о том, что, своего рода, причастны к рождению города, о том, что дали ему колею.

На крыльце старой конторы СМП-524 разместились строители Когалыма. Это уже 1982 год. Еще чуть-чуть и построенный ими поселок официально станет городом. Да, несомненно, будущее Когалыму подарили нефтяники, но вот дали ему жизнь строители, романтики, энтузиасты-первопроходцы. Вглядитесь в лица — они такие разные! Веселые и грустные, усталые и довольные, серьезные и важные. Но, заметьте, никто не позирует нарочно! Ну, не было у того поколения привычки сохранять себя для истории! И, может быть, зря?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

185