Меню
12+

Еженедельное общественно-политическое издание «Когалымский вестник»

13.03.2015 09:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 13.03.2015 г.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ!

Автор: Виктор Шарыгин.

В Когалыме, по информации управления образования Администрации города, сегодня проживают 208 детей с особыми образовательными потребностями. Вопросы условий и организации их обучения были рассмотрены на расширенном заседании межведомственного Аналитического совета по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Пути решения проблем обсуждали руководители образовательных организаций, председатели школьных психолого-педагогических консилиумов, педагоги, родители детей-инвалидов.

Число детей-инвалидов в нашем городе, отмечают специалисты, с каждым годом растет. И вопросы обучения таких детей становятся все более насущными. Из общего числа несовершеннолетних 133 ребенка-инвалида школьного возраста. В школах Когалыма обучаются 82 ребенка, 12 учатся за пределами города, четверо закончили школу и 36 детей, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, не подлежат обучению — им рекомендована социальная реабилитация по линии соцзащиты. Из 75 детей дошкольного возраста детские сады посещает 31 ребенок: шесть ходят в группы компенсирующей направленности, остальные получают дошкольное образование в общеразвивающих группах. За пределами системы образования дошкольников находятся 44 ребенка. Из них 13 детей посещают в детском саду «Колокольчик» субботние группы для детей-инвалидов. Такова статистика в целом.

Предварительно, специально к заседанию Аналитического совета, было организовано анкетирование участников образовательного процесса, в ходе которого организаторы попытались выяснить отношение образовательного сообщества к возможности обучения детей-инвалидов в обычной школе (инклюзивное образование), какие условия для этого необходимы и что для этого нужно предпринять. Были опрошены 468 респондентов (педагогов, родителей, учащихся). С докладом по результатам анкетирования выступила специалист-эксперт отдела обеспечения безопасности жизнедеятельности управления образования Администрации города Когалыма Наталья Журавлева.

Анализ результатов исследования позволил специалисту-эксперту сделать вывод о недостаточной готовности здоровых школьников к принятию в коллектив особых детей в условиях инклюзивного образования, хотя большая часть опрошенных школьников хотели бы попробовать обучаться в условиях инклюзии, отметив, что это достаточно интересно, но ответственно. Опасения относительно интеграции высказала часть опрошенных. Одни считают, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться в специальных учебных заведениях («потому что так положено», «так было всегда»); другие отметили, что дети-инвалиды не смогут учиться в общеобразовательных школах, и не только потому, что нет физических условий, а скорее потому, что «сами не смогут».

Педагоги общеобразовательных школ и воспитатели детских садов (в ходе анкетирования был опрошен 151 человек из этой категории) в целом положительно отнеслись к идее внедрения инклюзивного образования. При этом около половины из них выбрали формулировку — «скорее положительно». В то же время весьма невысоким оказался процент педагогов, которые желали бы видеть ребенка-инвалида в своем классе или группе.

Родители (в ходе анкетирования было опрошено 243 человека и только 17 из них были родителями детей-инвалидов благожелательно отнеслись к тому, чтобы дети-инвалиды обучались вместе с их детьми. Опасения высказывались лишь в случае предположения, что в классе будет «неадекватный, агрессивный» ребенок.

Исходя из анализа данных анкетирования, были сделаны выводы о необходимости усиления работы по формированию в обществе толерантного отношения к инвалидам, вообще, и к детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности. Инфраструктуру образовательных организаций необходимо «приспособить» к нуждам детей-инвалидов. Стандарт специального образования принят только 3 февраля 2015 года. Теперь необходимо на его основе разработать программу для школ. Специальная подготовка учителей и педагогов в Когалыме проводится. Но этого недостаточно, педагоги должны и самостоятельно овладевать методиками работы с детьми-инвалидами. О том, что еще делается в Когалыме для этой категории населения, были заслушаны тематические доклады. Завершил работу Аналитического совета доклад заместителя начальника управления образования Администрации города Когалыма Александры Лаврентьевой на тему: «Концептуальные подходы, стратегия, перспективы развития инклюзивного образования в системе образования города Когалыма».

Многое делается, еще больше предстоит сделать. Система инклюзивного образования в Когалыме постепенно прорастает в практику привычной нам школы. От этого не уйти, и надо всячески этому способствовать на всех уровнях решения трудных вопросов. Инклюзивное образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть естественным, как дыхание.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

219